-  Провозгласил   себя?  -  переспросил  Яма.   -   Ты  не  прав,  Сэм.
Божественность не сводится к имени или  ярлыку.  Это некое состояние личного
бытия. Просто бессмертием его не достигнешь,  ведь даже  последний батрак на
полях вполне может добиться непрерывности своего существования.  Может быть,
тогда дело  в  пестовании Облика?  Нет. Любой  поднаторевший в гипнозе может
играть  во  всевозможные  игры  со своим образом. Или в обретении  Атрибута?
Конечно, нет. Я могу  спроектировать машины  намного более мощные  и точные,
чем любая способность, которую может  вызвать  и развивать  в себе  человек.
Быть  богом - это быть способным быть самим  собой, причем до такой степени,
что страсти твои соответствуют уже силам мироздания, и видно это любому, кто
на тебя ни  посмотрит, и нет надобности называть твое имя. Один древний поэт
сказал, что весь  мир наполнен  отголосками и соответствиями. Другой сочинил
длинную  поэму  об  аде,  в  котором  каждый  человек претерпевает  мучения,
вызываемые как раз теми силами, которые управляли его  жизнью. Быть  богом -
это быть способным распознать в самом себе все поистине важное и потом взять
тот единственный тон, который обеспечит  ему созвучие со всем сущим. И тогда
вне  морали,  логики или эстетики становишься ты  ветром или  огнем,  морем,
горным  кряжем,  дождем, солнцем  или  звездами,  полетом  стрелы, вечерними
сумерками, любовным объятием. Становишься главным,  благодаря главной  своей
страсти. И говорят тогда взирающие на богов - даже и не зная их имен  - "Это
Огонь. Это Танец.  Это Разрушение.  Это  Любовь". Итак, возвращаясь  к твоим
словам, они не провозглашали себя богами. Это делают все остальные, все, кто
видит их.
     - Значит, вот так они и тренькают на своих фашистских балалайках, да?
     - Ты выбрал неудачное прилагательное.
     - Ты уже израсходовал все остальные.
Р. Желязны "Князь Света".

Так уж случилось, что за последние пару лет мне довелось помногу играть всякого рода нечеловеков: демонов, всяческих духов и богов. Поводов, чтобы задуматься о специфике устройства их умов было предостаточно, и размышления сии были местами весьма интересны и продуктивны. В данной статье я изложу свои представления на примере наших саярских Духов, которые как не крути, имеют мало общего со смертными существами. Начнём с общей теоретической базы – поговорим о политеизме.

Схема первая, «сверхчеловек».
Если по-простому, политеизмом называется та система мировоззрения, которая включает в себя множество сверхъестественных сущностей божественного уровня. Т.е. христианство, не смотря на обилие ангелов, демонов и прочих нечеловеческих сущностей, политеизмом не является – Бог там всего один, а вот греческий или египетский пантеоны эту схему демонстрируют прекрасно. Детальнее остановимся на греческом пантеоне, а именно – на сферах влияния.
Как вы, должно быть, помните, на вершине греческого пантеона стоял Зевс, бог-громовержец, повелителей морей Посейдон и Аид, владыка подземного царства мёртвых. К другим приметным «отраслям деятельности» относились Любовь, Охота, Ремёсла, Медицина и Курьерская служба и т.д. По сути, за каждым из богов было закреплено по одной-нескольких сфер влияния. При этом, сферы влияния принадлежали богам, а не наоборот. Т.е. Олимпийцы просто разобрали себе должности по вкусу или повелению Зевса. И тот же Аид мог спокойно танцевать на лужку с Персефоной, а Аполлон, бог света, заведовал искусствами и прочим, но никак не занимался распределением солнечных лучей по миру. Иными словами, Олимпийцы были показаны в мифологии как обычные сверхлюди, со вполне человеческим мышлением. Это – первый, самый простой и распространённый способ описания личности сверхъестественных существ, назовём его «супергеройским».

Схема вторая, «более или менее, чем человек».
Но он не единственный. От пантеона реального перейдём к вымышленному, прогуляемся до Профессорской делянки с её Мелькорами и прочими уникумами. С виду, Толкиновский пантеон Айнур мыслит и действует так же, как греческие Олимпийцы. Но это не так. Валар и майар Арды не просто разобрали себе должности перед началом бурной трудовой недели. Хотя бы потому, что сами по сути были этими должностями, были ими до создания Эа и привнесли их в Музыку и реальность. Звали их не богами, но Стихиями Мира, ибо они были неразрывно связаны с Ардой до скончания веков.
Поясню. Ниэнна была Духом Скорби, олицетворением этого явления как такового. И, в отличие от того же Аида, она в принципе не способна к бурному проявлению радости. Нет такой программы в её природе. Оссэ был духом прибрежных вод и штормов. «Он не уходит в глубины, а любит прибрежье и острова, и радуется вет­рам Манвэ; либо наслаждается бурей и хохочет средь рева волн». Схожее описание есть почти у каждого из обитателей Амана, и оно наилучшим образом отражает единство айнур и олицетворяемых ими элементов мироздания.
Теперь перейдём к самому яркому примеру этого единства – Саурону. Изначально (да и после) Саурон был Духом Порядка, ему нравилась слаженность, и претил разлад и пустые ссоры. И хоть после ему чего только не приписывали, некоторая порядочность сохранилась у него вплоть до самого конца. В частности, он держал слово. Ну да, он обещал, что Горлим увидится со своею женой, а потом убил его. Фишка ситуации была в том, что жена Горлима была мертва, и как положено людским душам, покинула мир, и единственным способом увидеться с ней для Горлима было умереть. Таким образом, Саурон как бы обманул человека, но слово сдержал. Порядочная хитрость, не находите? Схожий пример можно увидеть позже, когда он, побеждённый, уходит из Тол-ин-Гаурхот и не пытается как-то отомстить Берену и Лютиэн – ибо таково было его слово.
Прослеживая курс его падения, опустим Первую и Вторую Эпоху, обратимся к Третьей. Саурон к тому моменту сильно умалился. Солидную часть личности, воли и магических сил он вложил в Кольцо, и всё же, остатка сполна хватило, чтобы на пустом месте построить величайшую империю того времени. Тут имеет смысл обратиться к письмам Толкина. Именно из них мы узнаём, что Саурон по прежнему стремился навести порядок в Средиземье, но – порядком прельстился властью и пал в своих намерениях до единоличного господства и всеобщего подчинения. Он представлял идеальное общество как мечту потребителя, как хорошо смазанный механизм, удовлетворяющий материальные желания горожан. Из тех же писем мы узнаём, что мышление Сау к тому времени пребывало в состоянии «коробки»: он был замкнут на своей цели вселенского господства, замкнут настолько, что всё прочее перестало его волновать. Он мог временно отвлечься от работы в этом направлении, но лишь за тем, чтобы вернуться к ней с новыми силами. Де-факто, после падения Нуменора он окончательно лишился способности измениться, его личность впала в стазис, он безнадёжно замкнулся на собственных мыслях, планах и идеях.
И вот это состояние, уважаемый читатель, мы смело можем считать крайним примером второго способа того, как может быть описано мышление сверхъестественных существ. Эта схема подразумевает, что фраза «Дух Чего-то там» означает не только и не столько сферу деятельности, сколько связь с некоторым явлением, олицетворением которого является Дух. Поясню на пальцах. Человек, за спиной которого стоит крупная политическая партия, может отойти от проповедуемого этой партией курса лишь в исключительных обстоятельствах. Ибо партия – это власть, возложенная на этого человека, и сложно вихлять, когда за твоей спиной стоит куча влиятельных людей и эдакая силища. Власть, как водится, требует жертв.
А теперь представьте, сколь несвободно в своих поступках существо, олицетворяющее некую сторону вселенского бытия? Отойти от своей программы для него будет немыслимо. Таким образом, обладая надчеловеческим могуществом, сверхъестественные создания ограничены в свободе воли. Сфера действия и рамки ограничений в каждом случае свои. Если тот же Саурон в принципе не мог отказаться от своих империалистких планов, то Том Бомбадил просто не хотел покидать своих владений и заниматься чем-то несвойственным его природе, вроде охраны Кольца. Заметьте, именно «не хотел», а не «не мог», хотя для Духов эти понятия трудноразделимы.
Таким образом, вторая концепция рассматривает сверхъестественных как персонификацию определённых природных сил или явлений. И вот тут, уже можно смело говорить об «изначальной программе», в рамках которой мыслит тот или иной Дух. Т.е. Дух Молний в отличие от Зевса Громовержца, и по характеру должен соответствовать данному природному явлению, точнее тому, что оно символизирует: стремительность, угроза, внезапность. Аналогично, Дух какой-нибудь реки скорей всего даже не задумается о возможности украсть у соседнего царя пол сокровищницы и дочку-красавицу в придачу. Если это некая быстрая лесная речка – то и дух её будет весел и легкомыслен, если широкая, полноводная река, по которой плавают суда – впору говорить о духе-правителе, серьёзном и обстоятельном. Если наш Дух принадлежит некому горному потоку, бушующему и свирепому, то… думаю, мысль понятна. И само собой, Дух Воды (всей, какая есть) будет в той или иной мере вмещать в себя все эти сущности и многое сверх того.

О вечности.
Прежде чем перейти непосредственно к Духам Саяри, я предлагаю обратить внимание на ещё один примечательный момент – старение. Духи живут долго, местами – целыми тысячелетиями, и при этом их личности статичны, зачастую не утрачивают интереса к миру, слабо подвержены изменениям. Как так? Ведь человек меняется на протяжении всей жизни! Если Валар ещё «устают от мира», то греческим или египетских богам совершенно всё равно, сколько прошло веков, они так же как в начале времён пьют амброзию, склочничают и пляшут на травке. Эльфы, к слову, тоже отличаются высокой стабильностью и долголетием. Толковых объяснений подобных феноменов я, признаться, не встречал, и самое разумное, что приходит на ум, это то, что бессмертные существа одарены бессмертием от природы. Потому, после достижениями ими определённой ступени развития, их личность как бы консервируется, застывает, словно муха в янтаре. Малопонятно, и всё же – это всё, что у нас есть. И вот, когда в ваших руках имеется вся эта теоретическая база, а голова забита вопросами – я изложу свою теорию.

Итог, или о том, как могут мыслить Духи Саяри.
Для начала, вспомним о том, как создавались Духи. В отличие от Звёздных Драконов, рождённых естественным путём, все Первородные Духи начиная с Дочерей и кончая Младшими были созданы искусственно, и так же искусственно подключены к Истокам магии. И вот тут нам нужно задаться вопросом: а может ли разумное существо, пусть даже очень одарённое во многих отношениях, создать себе подобного из глины? Повторить сложнейший процесс формирования личности и взросления? Логично, что ответом будет «нет». И если Дочери ещё имели возможность на полноценное развитие, то прочие Духи были созданы «как есть». Созданы с ущербным мышлением, запрограммированы, если угодно.
Создавая Духов, Дочери и Праматерь неизбежно вкладывали в них собственные представления о той или иной силе мира, своё виденье Хаоса, Порядка, Стихий и так далее. Опущенные в потоки соответствующей магической энергии эти мысли прорастали, оформлялись, пока не обретали собственное «я» и законченную форму. Но мысль – это лишь мысль. Если в основе характера человека лежит чистый лист с тонкой прослойкой из генетических предрасположенностей, то в основе каждого Духа лежит Сила. Сила огромная, Сила первозданная, Сила Мира. И не удивительно, что каждый из них является не только хранителем, но и заложником своего Истока. Более того, в какой-то мере каждый из Духов является частью этих сил, персонификацией Огня, Металла, Пространства или Порядка. Они ощущают свой элемент мироздания как никто другой, так человек ощущает свою руку или ногу. Передвигать облака и пласты земли, залечивать раны мира и повелевать огнём для них, должно быть, просто как пошевелить рукой. Из элемент – и есть «руки» Духов, огромные, рассеянные по пространству, но безусловно подвластные их собственной воле. Должна присутствовать и обратная связь, выражающаяся в способности чувствовать металлы и воды, находить ростки раздора и семена единства и согласия. В этом проявляется особость Духов, их неразрывная связь с миром, как таковым. И это значит, что у них нет, и не может быть свободы воли.
Они мыслят свободно, они меняются, растут, и даже не видят тех «рельс», коими ограничила их собственная природа. Впитав соки своей стихии, они приобретают её черты и, в конечном счёте, их разумы оказываются во всё той же «коробке», за пределами которой нет ничего. У кого-то коробка больше, у кого-то меньше, у многих она с прозрачными стенами – и те вбирают окружающий мир, но остаются в рамках своей директивы, программы, у других коробка глухая, они как Саурон, замкнулись на собственных мыслях и света дня не видят.
Является ли это жестоким? Как сказать. Духи и впрямь не видят своих рамок, для них следовать велениям своей сути, своего Истока – естественно, а обратное кажется извращением. Тот же Эльсирин никогда не будет устраивать шалости и пакости, сеять раздоры и наводить беспорядки, ему это просто в голову не придёт. А коли кто со стороны предложит – он всегда найдёт тыщу аргументов, чтобы отказаться и пресечь.
Является ли это справедливым? Да. Определённо. Беря роль Духа, вы принимаете под свою опеку существо, чьи возможности превосходят рамки, отпущенные смертным. Ваш персонаж является чем-то большим, чем обычный дракон в плане возможностей влияния на мир, но и чем-то меньшим, так, как и должно сверхъестественному существу.
Само собой, эта концепция не требует однобокости, постоянного следования архетипу. Программа, заложенная в них – это не руководство к действию, а скорее общее направление движения. В рамках которого ваш персонаж может заниматься многим, ибо он всё же не робот, а живое существо. Но суть будет постоянно подталкивать Духа к определённой модели поведения и реагирования. Он просто не может идти наперекор своему Истоку, частью коего является сам. Он просто не знает, что это вообще возможно.

На этом всё. Надеюсь, вы сочтёте эту статью полезной и интересной. Само собой, это лишь моё мнение, никто не мешает вам пользоваться первой, «супергеройской-олимпийской» моделью, я лишь приглашаю вас оценить потенциал второй модели, «олицетворения». Ибо мир, где боги мыслят как крестьяне, а крестьяне указывают богам где лить дождь, воистину уныл и беспросветен.

Отредактировано Эльсирин (11 Мар 2015 12:46:05)